?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Украина в творчестве Ильи Репина (часть 1)
multikiron
Творчество Ильи Ефимовича Репина справедливо относят к наивысшим достижениям русской реалистической живописи второй половины XIX века, к вершинам передвижнического искусства. Репинский талант поражает своей разносторонностью и могуществом. Мастер исторической и жанровой картины, выдающийся портретист, блестящий колорист, тонкий лирик и автор эпических полотен, он оставил колоссальное творческое наследие.


Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал - за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик»,утверждал художник-демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Илья Ефимович Репин художник, к славе которого даже приблизиться не мог никто из современников, постоянно и в лучшие времена называл себя «трудолюбивой посредственностью», высказываясь о собственных работах более чем неодобрительно. Он прожил долгую жизнь, при нём сменилось несколько художественных формаций он их провожал, встречал, оценивал.
Жизнь и творчество этого человека безраздельно связаны с Украиной, её историей и народным бытом. Как без освещения украинистики невозможно полное представление о наследии выдающегося художника, так и история украинской художественной культуры будет неполной без отображения его творчества, посвященного Украине.
Илья Репин оставил богатое и разнообразное художественное наследие, его ранние росписи церквей в Украине уничтожены во время войны, многочисленные жанровые, бытовые картины, портреты и произведения на исторические темы хранятся в музеях России, Украины и в частных коллекциях.
Волшебная сила искусства Репина обусловлена необыкновенной любовью художника к своему народу, высокой требовательностью к себе, творческим подходом к каждой работе. Для Репина искусство было неотъемлемой потребностью души, делом, которому он отдал всю свою жизнь.
Родился Илья Ефимович Репин в 1844 г. в небольшом городке Чугуеве под Харьковом, который в то время был военным поселением. Отец Репина также был военным поселенцем.
Жестокое подавление народных бунтов, несправедливость, невероятная эксплуатация трудящихся — это глубоко запечатлилось в душе будущего художника.
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. С семилетнего возраста краски и кисти стали для него самым дорогим в жизни. Его первыми рисунками были изображения любимых коней вылепленные или вырезанные из бумаги. Двоюродный брат Трофим Чапыгин научил Илью пользоваться акварелью. Родители заметили страсть мальчика к рисованию и не препятствовали дальнейшему обучению. Начальные уроки рисования Илья получил в топографической школе. Первыми учителями, направившими талант мальчика, были художники И. Бунаков и Л. Персанов. Это были чугуевские иконописцы, которые, кроме икон и росписи церквей, выполняли и светские заказы, прежде всего портреты. Всему этому учился и Илья. Большое упорство и творческий подход к работе быстро принесли славу. Юный художник становится лучшим иконописцем, однако мысли его были устремлены в Петербург, в Академию художеств.

И вот 18-летний юноша с сотней заработанных рублей, без каких-либо протекций, на свой страх и риск отправляется в путь. Петербург встретил его неприветливо. Конференц-секретарь Академии посмотрел на его работы и сказал: «Ну, вам еще далеко до Академии. Идите в Рисовальную школу». Однако Репин не растерялся. Он ищет подработки и поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где настойчиво изучает технику рисунка.
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось
 в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным 
каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи 
не озлобляли.  Поступив в 1864 г. в желанную Академию,  первые годы учения были для Репина 
очень трудными. 
Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не 
погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах же­лезные крыши, красил 
экипажи и даже железные ведра». Родители не могли помочь сыну, так как очень нуждались сами. 
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился и в учебе делал стремительные успехи: и уже 
через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он 
приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.  


Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. В 60-х годах XIX века знамя борьбы против самодержавия взяли в свои руки революционеры-демократы. Это движение проникло и в стены Академии художеств. Идейным наставником Репина стал один из самых активных организаторов товарищества передвижников И. В. Крамской, который направляет начинающих художников на путь критического реализма, народности, борьбы с самодержавием.
Первая значительная картина Репина, созданная в период учебы в Академии,— «Бурлаки на Волге» (1870—1873). В ней правдиво, без украшательства показан трудовой народ, доведенный до состояния вьючных животных.
В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программ­ную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсио­нерскую командировку.
Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества. Пребывание в Чугуеве оказалось очень плодотворным: там им были созданы первые крестьянские портреты-типы («Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом»),

написаны первая картина на революционную тему «Под жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки «В волостном правлении»

и «Эк­замен в сельской школе».

Тогда же были написаны замечательные портреты
Т.П. Чаплыгина (1877), двоюродного брата Репина, с которым он связывал свое первое увлечение искусством и соседки Репина, красавицы Любицкие.
все портреты принадлежат Харьковскому художественному музею, где хранится лучший сборник произведений художника в Украине.
 В Чугуеве же был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова «Протодиакон», 
который был принят на 6-ю Передвижную выставку. Это была первая работа художника, 
экспонированная у передвижников. Репин становится членом Товарищества передвижных 
художественных выставок. Вся его дальнейшая творческая жизнь оказалась безраздельно связанной с деятельностью этого передового художественного объединения. 



«Протодиакон» принадлежит к числу наиболее впечатляющих и яр­ких образов чугуевского 
периода творчества Репина. Сила его воздейст­вия в органическом сочетании полноты и 
конкретности индивидуаль­ной характеристики с глубиной социального обобщения, превращающего портрет определенного лица в «экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, у которых ни на 
йоту не попадается ничего духовного» (Репин). Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого 
прозрения, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им образ. Все в нем мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взгля­дом маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная 
фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, 
примитивную, но сильную и непреклонную натуру, да­лекую от христианских идеалов постничества 
и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Так правдивое 
изображение наблюденного в жизни характера в силу его типичности и глубины пости­жения 
художником приобретало большой общественный смысл, разобла­чая истинную природу 
духовенства.






В это время Репин становится общепризнанным портретистом. Он подмечает и отображает самые существенные черты человека, превращая индивидуальное в типичное, например портрет
М. П. Мусоргского, написанный Репиным перед самой смертью композитора,

актрисы П. А. Стрепетовой, писателя JI. Н. Толстого, основоположника всемирно известной картинной галереи П. М. Третьякова и др.
     
Портреты Репина подкупают своей под­линностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, слу­чайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти челове­ческого лица и фигуры.


В 1877 г. Репин из Чугуева  переезжает сначала в Москву, а затем — в Петербург.
Значительным этапом в творческом росте художника стала его картина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.). Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину дове­лось 
наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окон­чательно оформился 
значительно позже, после поездки в Курскую губер­нию,  в знаменитую Коренную Пустынь, 
славившуюся своими многолюд­ными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной 
длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. В  картине «Крестный ход в Курской 
губернии»  ярко отражена жизнь под гнетом самодержавия – забитый, обездоленный народ, 
одурманенный религией. Показав людской поток, медленно движущийся под палящим солнцем по 
пыльной дороге, художник реалистически изобразил своеобразную панораму русского общества 
со всеми его социальными контрастами



Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной.Он горячо любил Украину. Это была его Родина. Здесь он родился, навсегда восхитился природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. Творческая, педагогическая и общественная деятельность его также была связана с Украиной. В 1867, 1876, 1877 гг. он жил в Чугуеве, в 1880 и 1882 гг. посещал Киев. Дружил с М. Кропивницким, Н. Мурашко, А. Праховым,
Д. Яворницким (в 1900 г. посетил его хутор Ивановский на Черниговщине).
С большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы.
Художник также знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники. Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его «апостолом свободы». В. К. Розвадовский намеревался создать художественную открытку, вырученные деньги от которой были направлены на сооружение памятника. Для этого Репин написал акварелью «Прометея» из поэмы Шевченко «Кавказ». Также он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко, устав которого не был утверждён правительством.
И. Е. Репин оказывал помощь комитету при Обществе изящных искусств
им. В.Верещагина в г. Николаеве. Также он являлся почётным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства.
Он был украинцем и по характеру своего творчества. В полотнах
И. Репина украинская стихия блещет всеми своими красками. Это картины:
•        «Украинская крестьянка» (1880 г.),

•         «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»  (1878-1891),
•         «Украинская хата»  (1880),

•        «Вечерницы» (1881 г.),

•         «Портрет Т. Шевченко» (1888 г.),
                                 
•         «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»  (1889-1896),

•        «Гайдамака» (1902),

•        «Черноморская вольница» (1908 г.),

•        открытка «Прометей» по мотивам произведений Т. Шевченко (1910 г.), четыре эскиза к проекту памятника поэту (1912 г.).
•        «Солоха и дьяк» (1926),

•        «Гопак» (1930, не окончен).

На закате своей жизни, работая над картиной «Гопак»,  Репин пишет в 1928 году:
„Прежде всего я не бросил искусства. Все мои последние мысли о нем, и я признаюсь: работал все, как мог, над своими картинами... Вот и теперь уже кажется более полугода я работаю (уже довольно секретничать) над картиной „Гопак", посвященной памяти Модеста Петровича Мусоргского. Такая досада - не удастся кончить..." – так  великий художник мечтал на закате жизни помянуть своего великого друга Мусоргского.
Создал многочисленные портреты русских и украинских деятелей среди которых: С. Любечская, Н. Мурашко (1877), В. Тарновского (1880, "Гетьман") и С. Тарновской, Т. Шевченко (1888), Д. Багалея (1906), четыре эскиза проекта памятника Шевченко в Киеве (на конкурс 1910 - 14). Делал иллюстрации к произведениям Гоголя "Тарас Бульба" и "Сорочинская ярмарка" (1872 - 82), к книги Д. Яворницкого "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1887), а также рисунки из памятников украинской архитектуры, украинских народных типов и т.п.
И. Е. Репин типичный реалист, который, однако, не копировал природу, а превращал ее мотивы своей размашистой, часто почти экспрессионистической живописью. Мастерски охватывал человеческую фигуру в движении, ее типаж и выражение, а его сочные и звучные краски придавали произведению эффектной пластичности. На некоторых произведениях Репина заметное влияние импрессионизма и символизма. В зависимости от того, где и над которой тематикой он работал, периоды его творчества можно определить как украинский и русский. В творчестве он является продуктом украинско-российского культурного симбиоза. Однако с Украиной Илья Репин был связан не только происхождением, но и чувственно. Он был влюблен в украинскую природу, человека, фольклор и выдвигал проблему украинского стиля в искусстве. К друзьям Ильи Репина принадлежали украинские деятели: М. Кропивницкий, Н. Мурашко, Д. Яворницкий, Е. Чикаленко и многие другие. Между учениками были  Н. Пимоненко, А. Мурашко, И. Макушенко, Ф. Красицкий, С. Прохоров, И. Шульга, Ф. Чуприненко и другие. Как педагог и критик он написал книгу "Далекое близкое" (1844-1854).
В 1909 г. на 32-й передвижной выставке появилось новое произведение
И. Репина — большое полотно под названием «Черноморская вольница», посвященное плаванию казаков по Черному морю во время похода к берегам Турции. На 46-й передвижной выставке в 1917 г. была показана картина «Гайдамаки» о восстании 1768 г. на Правобережной Украине. Над этой картиной Художник начал работу почти за 20 лет до её экспонирования: в 1898 г. сделал эскиз «Раздача оружия гайдамакам», а в 1902 г. на 30-й передвижной художественной выставке представил эскизный портрет «Гайдамак».  И «Черноморская вольница», и «Гайдамаки» были проданы за границу.
Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала 
историческая живопись. Но история для художника су­ществовала лишь постольку, 
поскольку она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. 
Психолога-Репина и в истории, прежде всего, интересовали сильные человеческие характеры, 
столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, 
драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические 
полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885),
 «Запорожцы» (18781891). И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, 
Репин соз­дает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, 
взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы»). 






ПРОДОЛЖЕНИЕ



  • 1
На картине "Не ждали" портрет Шевченко (над головой жены) :-)

  • 1